Введение

Считайте меня одним из тех, кто слышал объявление сервиса OnLive в 2009 от Стива Перльмана (Steve Perlman) и не поверил, что такое будет сделано. Что ж, прошло несколько месяцев, я получил приглашение и смог протестировать несколько игр, которые мы используем для тестов видеокарт и CPU на Tom’s Hardware.

Я не буду обсуждать детали того, как функционирует сервис OnLive – в Интернете можно найти достаточно много аналитики по поводу облачных сервисов и того, что они могут сделать для геймеров. А также и по поводу того, что технически такие сервисы сделать очень сложно (например, ознакомьтесь со статьёй на Digital Foundry на английском). Да и компания OnLive крайней неохотно делится информацией. В конце концов, сегодня, после старта сервиса, наиболее значимо то, что он даёт геймером – чем OnLive может быть полезен вам? Так что мы сфокусируем наше внимание не на технических деталях, а на личном ощущении от работы OnLive.

Запуск

Запуск сервиса и вход после получения письма по электронной почте занял в точности пять минут. Вам нужно ввести информацию о себе, информацию о способе платежа, а также скачать клиентскую установочную утилиту объёмом 500 кбайт, которая, по умолчанию, работает в одном из окон вашего рабочего стола. Просто убедитесь, что после запуска клиента ваша машина не будет выполнять другие сервисы, нагружающие подключение к Интернету – вам потребуется не меньше 5 Мбит/с для получения потока высокого разрешения. Наш тарифный план подключения к Интернету даёт скорость 24 Мбит/с, чего вполне достаточно, но когда я запустил передачу файла в фоне, то клиент вежливо отказал мне во входе. Если окажется, что вы разделяете свой интернет-канал, например, с соседом по комнате, то это может быстро стать проблемой. Так что переживать придётся уже не насчёт того, справится ваша видеокарта или нет, а по поводу того, кто ещё нагружает ваш интернет-канал.

Когда я остановил все интернет-службы, то успешно вошёл в сервис. Если вы подключились к плану "Founding Members", то можете использовать OnLive 12 месяцев бесплатно, после чего вам придётся платить $5 в месяц за доставку контента подобным образом. Это позволит вам играть во многие игры в демо-режиме по 30 минут за сеанс (без возможности сохраняться). Но на этом платные услуги не заканчиваются.

Если вы хотите получить более серьёзные услуги, то вам потребуется купить ключ PlayPass, доступный в режиме Full (неограниченный доступ), а также в 5- и 3-дневных вариантах. Причём для каждой игры ситуация с PlayPass может различаться. Если вы хотите поиграть в Batman: Arkham Asylum, то можно купить только 5-дневный ключ за $7 или 3-дневный ключ за $5, но "безлимитного" ключа нет. Игра Assassin’s Creed II доступна только с "безлимитным" ключом за $40. А DiRT 2 доступна только в виде демо-версии. Наиболее разумная модель, как нам кажется, заключается в оплате игры на какой-то период времени (например, на неделю), после чего вы её забросите. Вполне честно. Я вряд ли стал бы платить $50 за полную версию игры без возможности поиграть без интернет-сервиса OnLive. Неплохо было бы получить возможность скачивать полную версию игры на локальный компьютер за дополнительные $5 или $10 – тогда это было бы интересно.

http://www.thg.ru/game/onlive/images/comparison.jpg

Игра Just Cause 2 на настольном ПК и Just Cause 2 на ноутбуке с интегрированной графикой. Спасибо, OnLive! Нажмите на картинку для увеличения.

Затем я попробовал использовать OnLive на мощном настольном ПК (с которым и так не возникало каких-либо проблем с играми из-за приличного "железа"), а также и на ноутбуке, который не имел никаких шансов конкурировать в 3D.

OnLive в работе

Сценарий 1: настольный ПК

Неудивительно, что сервис OnLive показал себя не так хорошо на настольном ПК с процессором Core i7-960 и парой видеокарт GeForce GTX 480. В данном случае просто нет причин покупать подобный сервис, поскольку "железо" способно справиться даже с более высокими настройками качества. В любом случае, большой процент аудитории Tom’s Hardware имеет в своём распоряжении вполне приличные комплектующие, поэтому если вы уже можете насладиться играми в разрешении 1280x720 или выше, то вам вряд ли следует ожидать повышения качества в играх от OnLive.

Если вам интересно более наглядное сравнение, то посмотрите на два видеоролика Just Cause 2 в режиме 720p – один был захвачен через сервис OnLive, а другой при локальном запуске. Постарайтесь не обращать внимания на "прыгающую" частоту кадров, поскольку она не очень точно соответствуют производительности обоих вариантов. Даже на компьютерах с SSD утилита FRAPS не может захватывать видео с частотой 60 FPS во время игры. Версия OnLive выдавала постоянные 20 fps, а локальная версия работала с частотой кадров 120 fps. Конечно, 20 fps – это низкое значение, но играть можно. С учётом всего сказанного, в некоторых случаях всё равно появлялись "подтормаживания" время от времени.

Впрочем, как мне кажется, игровой сервис OnLive нацеливается совсем не на этот рынок. Он будет интересен геймерам, которые желают поиграть на ноутбуке Intel со встроенной графикой, а также и на пользователей, например, Mac, для которых игр выпущено не так много. Поэтому позвольте перейти к более подходящему сценарию.

Сценарий 2: ноутбук

Я работаю на довольно старом ноутбуке, использующем процессор Core 2 Duo T9300 с 4 Гбайт памяти и графическим движком Intel GMA X3100. Ноутбук просто не способен справиться с играми Just Cause, Batman, F.E.A.R. или любыми другими, доступными на сервисе OnLive. На ноутбуке можно запустить WoW, если вы выставите все настройки качества на минимальное значение. Но этот ноутбук вполне удовлетворяет минимальным аппаратным требованиям OnLive для запуска клиента.

И в данном случае игровой сервис действительно имеет смысл. В DiRT 2, Just Cause 2 и Batman – в тех играх, в которые я довольно долго играл – частота кадров была достаточной для комфортной игры, хотя о 60 FPS мечтать не приходилось. Разрешение экрана 1280x800 было намного ближе к "родному" режиму 1280x720 OnLive, качество при этом казалось намного лучше, чем на профессиональных дисплеях Dell 1920x1200, которые подключены к рабочей станции. Задержка была ощутимой, но она не мешала вполне комфортно играть в однопользовательских кампаниях.

Именно в таком сценарии сервис OnLive показывает себя с лучшей стороны. Но возникает вопрос: сколько пользователей с ноутбуком четырёхлетней давности или старым настольным ПК имеют в своём распоряжении канал Интернета быстрее 5 Мбит/с? В общем, на данный момент можно не беспокоиться, что игры в облаке составят конкуренцию мощным локальным ПК, которые есть у всех уважающих себя энтузиастов. Кроме того, вам потребуется проводное подключение к Интернету, поэтому о сетевой баталии в "Макдоналдсе" можно забыть.

Также следует принять во внимание ещё один фактор. Сервис OnLive снимает нагрузку с вашего "железа", но это отнюдь не означает, что она устраняется совсем каким-то магическим образом. Каждое физическое подключение накладывает на серверы серьёзные требования, а сам сервис всё ещё находится в младенческом состоянии. На данный момент производительность вполне достойная, но нам предстоит увидеть, насколько хорошо сервис OnLive будет справляться с растущим числом геймеров, которые захотят оценить его работу.

Заключение: чего нам ждать от OnLive?

Будем честными - OnLive довольно резко переносит нас в жизнь в облаке – и данная модель действительно имеет хорошие перспективы в будущем. Вы можете сопротивляться этой модели, но многие пользователи оценили удобство доступа к почте, документам, фотографиям, видеороликам и, возможно, играм с любого места и с разнообразных аппаратных платформ. Я отношу себя к исключениям. Члены семьи и друзья восторженно отзываются о Google Docs, но я предпочитаю хранить всё локально, на сетевом хранилище, в пределах собственной инфраструктуры. Касается это и игр. Я хочу сам выставлять настройки качества и разрешение. Я хочу сам решать, когда я буду играть и на какой платформе. И я не хочу зависеть от требования использовать проводное подключение к Интернету со скоростью не ниже 5 Мбит/с. Но есть только одно место, где я получу доступ ко всему перечисленному – дома. И дома у меня действительно есть "железо", позволяющее играть в разрешении 2560x1600. В обозримом будущем я не думаю, что комнаты в отелях будут предоставлять достаточную пропускную способность своим гостям для игры в Just Cause 2 на ноутбуке, поэтому удобство портативности можно реализовать, только если в вашем распоряжении есть высокоскоростное подключение к Интернету.

http://www.thg.ru/game/onlive/images/network_utilization.jpg

Довольно постоянная сетевая нагрузка. Нагрузка на CPU составляла около 9% при игре на системе с Core i7-960. Нажмите на картинку для увеличения.

Подобный революционный шаг вперёд, конечно, несколько пугает. Сервис OnLive говорит о том, что ваше "железо" не имеет значения – это проблемы сервиса. И в таком случае совершенно неважно, что у Nvidia GeForce GTX 480 вы получите превосходную тесселяцию, а видеокарта AMD Radeon HD 5870 стала первой моделью DirectX 11 более полугода тому назад. Сервис также несколько угрожает энтузиастам, которые гордятся своими мощными комплектующими, и которым вряд ли понравится, что максимальное качество игры будет у тех, к кому подключён самый скоростной интернет-канал. Хотя всё несколько скрашивает то, что вы сможете экономить сотни долларов на high-end "железе".

Впрочем, OnLive на данный момент всё равно не даёт качество игр, которое может сравниться с тем, что получат геймеры на домашних ПК даже среднего уровня. Ощущение от игры в облаке примерно такое же, как от просмотра "экранки" фильма, то есть перейти на качество Blu-ray очень хочется. Игры работают с заданными на стороне сервера настройками с максимальным разрешением 1280x720. Это намного меньше разрешения, к которому мы привыкли в наших игровых тестах. Но даже если запустить игру, подобную Just Cause 2, в разрешении 720p локально, то она будет идти намного лучше облачной версии.

http://www.thg.ru/game/onlive/images/onlive_screenshot.jpg
OnLive не может сравниться с качеством картинки локально запущенных игр. Нажмите на картинку для увеличения.

Впрочем, следует отдать должное OnLive – игровой сервис действительно работает. Он весьма хорошо маскирует задержки, так что казуальные геймеры со скоростными интернет-каналами вряд ли будут жаловаться на механизм доставки. И даже старенький ноутбук вы сможете превратить в весьма неплохую игровую платформу. Компания действительно сделала то, что я считал невозможным ещё год назад. И если первые демонстрации технологии OnLive проходили "в тепличных условиях", то мы проводили тесты удалённо. То есть сервис прошёл нашу проверку. Просто сегодня я бы не стал за него платить. А в будущем я бы наверняка не покупал полные версии игр в библиотеке OnLive, предпочитая "арендовать" игры дня на три.

Если вы считаете, что вам уже не понадобятся мощные high-end ПК для новейших игр, то я не соглашусь: приберегу-ка я свой high-end ПК на будущее. На данный момент сервис OnLive и близко не подошёл к тому, чтобы его заменить.

http://www.thg.ru/game/onlive/onepage.html

Отредактировано stigan (2011-08-17 08:15:06)